«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.»
(С) Ф. Тютчев
Нить похода: село Молдовановка — г. Круглая — г. Зарубка — водопад Плюшевый — ст. Афапостик.
1й день. «День России».
Что не поход то праздник. В нашем случае буквально. В прошлый раз были День труда и Пасха, а сейчас День России. Флага нет, но мы держимся, держимся за трекинговые палки и начинаем набирать высоту.

Гора Шапсухо

А впереди сразу начинает виднеться отрог с легендарной горой Шапсухо. Один раз мы уже побывали на ней, когда-нибудь сходим еще раз.
Снова, вначале пути, немного по блукав мы все же нашли нужную тропу. Поначалу лес немного скучен. Грунтовая дорога для охотников и все. Даже бродов нет, не считая маленького русла от родника.
ТропаТ.к. мы в этот раз не пошли на Шапсухо, то решили осмотреть домик охотников. Домик закрыт на ключ и видно, что владельцы не редко сюда заезжают на охоту. Недаром в прошлый раз мы видели повсюду разбросанные приманки в виде кукурузы и соли.
Домик в лесуКлещи активно цепляются за одежду, мы их активно уничтожаем. Июнь. Жара. Медленно поднимаясь все выше и выше периодически начинают появляться окна в мир.
Осыпь Чатал-Кая
Мимо этой осыпи мы уже тоже однажды проходили, как снизу так и сверху. Пожалуй со стороны вид лучше.
Особо подробно местность наверное не стоит здесь описывать. Все же неоднократно уже о ней писалось в более ранних походах, да и прям особенных мест нет. А где будут, там и заострю свое внимание.
Например гора Круглая. В целом, виды закрыты стволами и кронами деревьев. Но ее вершина близка с тропой. Можно и забежать. Осенью мне на ней понравилось больше, думаю на это повлиял окрас леса. А так, здесь еще есть поваленное дерево для фотосессий.
Далее начались приключения. Я так и знал, что фраза «есть более короткий путь» до добра не доведет. Сократив маршрут и пойдя напрямик, мы оказались разделены от тропы глубокой балкой. Ну ничего, преодолели ее и немного подумав решили здесь же заночевать. А что, вода есть, дрова есть, место для палатки есть. А что нас ждет на Хазарова сейчас — не известно.
В общем решено, начинаем разводить костер.

День России

И еще, по поводу ночевки в местах где никто не ходит. Видите себя не слишком тихо, а то вот к нам начала идти кабаниха со своим выводком. Мы ее конечно отпугнули, но мысли о том, что она может придти ночью — остались.
После ужина, когда все собрались спать, я решил разок сфотографировать звезды. Что-то в последнее время я на них мало обращаю внимания.
Звезды
2й день. «За водопадом».
Утро. Собираем лагерь и в путь. По традиции, Дима уточняет направление и идет впереди.
ХазароваНочевка была недалеко от Хазарова, поэтому особо долго идти по лесу не пришлось. Утро, а мы уже на хребте.
Середина июня еще полна цветов. Их разнообразие радует глаз.
Как я всегда отмечал, все же вид с Хазарова мне больше нравится осенью. Все как-то осеннее тепло, лучше проглядываются хребты. Но вот сам хребет красив весной, когда он полностью покрыт цветами. Сейчас уже лето, цветы все еще есть, но заросли уж очень мешают комфортному прохождению. Особенно когда на небе палящее солнце и ты по шею заходишь в растительность, а там испарена как в бане.
Мы так увлеклись разговорами о прошлых и будущих походах, что уже отойдя от всех видовых точек, вспомнили, что забыли сделать еще одно общее фото на память. Ну нечего, в следующий раз сделаем, а сейчас нас ждет вход в тенистую подкову.

Хазарова

На этот раз нам нужно было пройти ее на половину. По воспоминаниям основной подъем как раз приходился на первую ее часть. Но вот в этот раз мы прошли ее довольно таки быстро и легко. Но конечно при первом же источнике воды мы пополнили запасы. Ведь спускаться было запланировано где я не видел тропы, когда проходил здесь ранее.

Итак. Спускаться начали там где и планировали. Да, тропы нет, но рельеф достаточно пологий и нет обильных зарослей. Особенно не приятно спускаться по густо растущей крапиве и рододендрону. Как я и сказал, здесь спуск комфортный.

Спуская вниз к руслу реки Адова Щель начали слышать журчание воды. и чем ближе спускались, тем сильнее звуки походили на падающую толщу воды. Наконец-то мы дошли до главной цели этого похода — до водопада Плюшевый.
Это действительно потрясающий водопад. Может он не такой уж и большой, но очень красивый. Это надо видеть в живую.
На карте обозначен еще один, мне даже говорили где конкретно он находится, но осмотрев окрестности я его не заметил, возможно это всего лишь порог, а не водопад, а может все же Адов водопад ускользнул от моего взора, может позже найду, в другом походе.
А мы тем временем, полюбовавшись и отдохнув у Плюшевого водопада отправились вверх по течению Адовой Щели.
Адова ЩельГрунтовая дорога вначале пути хорошая, можно спокойно идти не смотря под ноги, но пройдя немного дальше, наблюдаешь полное ее размытие. А некоторые и вовсе не отмечены на карте. Мы выбирали ту, по которой удобнее было идти, а ближе к вечеру начали подыскивать стоянку.
Что касается стоянки, она многим известна. Но я решил не указывать ее на карте, поэтому трек без нее. Все же не я ее обустроил и хочу чтобы стоянка осталась такой-же чистой как и была.
А вот, что касается воды, то в этот раз где мы всегда ее набирали она оказалась мутной. Полна мелкодисперсной примесью, похожей на известь. Мы фильтровали ее как могли.
Адова ЩельНемного отдохнув, смотря на труды ребят, я вспомнил, что в прошлые разы, когда останавливался здесь в августе в балке неподалеку замечал влажную землю. И действительно, в начале лета там течет вода и полностью чистая. Ее мы и начали использовать для еды.
Так много рассказал о стоянке, а фотографий все нет. Можно бесконечно рассказывать о великолепных хвойных деревьях, о прохладном тенечке летом, но лучше глянуть на одну из подборок фотографий здешних мест.
3й день. «Нужно больше изоленты».
Оставшаяся часть пути всем уже известна, а значит мы точно знаем сколько нужно нам времени на ходьбу. И его у нас много, а значит можно не торопиться и ставить котел на костер и заваривать кофе.
Адова ЩельА тем временем, не спеша собирать наш роскошный лагерь.
Адова ЩельВ этот раз мы не забыли о фото на память. За упущенное фото на вершине Хазарова сделали больше фото в лагере.
Знаменитое бревно, нельзя просто так придти в лагерь и не сфотографировать его.
Лагерь собран, завтрак пройден можно и в путь. Путь до Афапостика известен каждому, полностью его описывать не нужно, единственная еще относительно панорамная точка есть на развилке, между Адовой Щели и поворотом на Большую Собачку ведущую к Почепсухе.
Адова ЩельСама дорога проходит то по тенистым участком меж деревьев, то по открытой местности. На таких участках в жару идти не очень приятно, даже когда практически полностью отсутствует подъем. В целом, тропа скорее более скучна, особо на ней ничего и не увидишь, но местами есть на что поглядеть
Каким бы не был легок наш путь, всегда можно убить ботинки.
Но ничего страшного, если в рюкзаке есть моток изоленты, с ним все можно починить, особенно если изолента синяя.
Еще одним примечательным местом является дачный участок, находящийся почти у выхода на станцию. Даже не столько участок, сколько один домик, всегда проходя мимо фотографирую его.
Вообще, на станцию можно пройти и рядом с дачными участками, но зачем идти по лесу с клещами, если можно пойти по дороге с цветами.
ЦветыПожалуй, на этом пора заканчивать отчет о нашем походе, и готовиться к следующему.