«Давно ли цвел зеленый дол
Лес шелестел листвой,
И каждый лист был свеж и чист
От влаги дождевой.»
(с) Р. Бернс
Нить похода: п. Отдаленный — балка Рыбная — г. Хакудж — скала Хожаш урочище Подкова — г. Бекишей пер. Космодром — р. Гогопсе — р. Большой Пшиш — село Терзиян — станция Кривенсковская.
1й день. «Учимся пугать медведей».
Давно я не был в Отдаленном. Пожалуй, связано это с тем что добираться до него не так уж и легко. Особенно если вы едите на общественном транспорте. И все же, сегодня поход начинается с поселка Отдаленный.
Первое, что мне вспоминается говоря про этот поселок это поход на Черногор. Кстати первый вид, который нам сегодня открылся это вид на вершину Черногор или как ее еще именуют «Спящий черкес».

Черногор

Не успев отойти в лес, местный житель предупредил о медведях в лесу и посоветовал нам быть настороже.
Зайдя в лес и обойдя ограждение охотничьего хозяйства нас на машине догнала первая группа лесников. Показали значок, посмотрели паспорта, еще раз предупредили о злых медведях и посоветовали никуда не идти. Мы их поблагодарили и отправились на встречу приключений с видом на Собор-скалу.

Собор-скала

Вдоль реки Хахопсе проходит хорошая грунтовая дорога. На которой, через час мы встретили еще одну машину. Это оказался очередной лесничий, который предупредил о злых медведях и советовал дальше не идти. Вроде как пять километров прошли в лес, а по людности так и не скажешь.
Т.к. разворачиваться мы не стали, лесничий на своей буханке довез до первого брода. Фотографировать переход не стали, кому интересно, могут посмотреть этот момент на видео.
Дальше нас ожидал подъем. Периодически слышали живность на склоне, учились отпугивать медведей, наслаждались природой, а также периодический останавливались на отдых.
ХожашПо прогнозу каждый день дождь, но сейчас на небе ни облачка.
В первый же день у меня сломалась молния на чехле из под фотоаппарата, блага у Андрея нашлась прочная веревка, чтобы ни один медведь не смог ее порвать и вытащить фотоаппарат.
ХожашПройдя очередные заросли, мы наткнулись на третий патруль лесников, которые нас чуть не перепутали с медведями. Выслушав очередную лекцию про самооборону от медведей мы отправились дальше в путь.
В первый день сильно пере нагружаться не стали. Найдя подходящее красивое место с водой решили разбить лагерь.
Рыбацкая балкаНа первый ужин у нас шашлык. Стоило его начать готовить, как сразу полил дождь. Хорошо хоть палатка уже стояла.
Дождь в лагереДождь был сильный, но кратковременный. Шашлык не сгорел и подливать воду на уголь не пришлось. Сегодня мы сыты.
ШашлыкБлиже к вечеру, греясь у костра начали обсуждать планы на завтра, а затем и вовсе пошли спать.

Костер2й день. «В стране не пуганых медведей».

Утро. Погода налаживается. Вчера, от усталости, даже не обратил внимание, что лагерь у нас с видом на Шесси.
Гора ШессиНа завтрак у нас, недоеденный вчера шашлык и чай.
ЛагерьНе спеша, любуясь окружающей нас красотой, мы хорошо поели и сделали фото на память.
ЛагерьТеперь нам предстоит основной подъем, нам необходимо выбраться на хребет в районе вершины Хакудж.
Хоть вчера весь вечер лило как из ведра, на утро земля вся высохла. При основном подъеме тропы нет — пробираешься сквозь ветви молодых деревьев ориентируясь по компасу.
На второй день, при подъеме, у меня правый ботинок слегка проголодался.
ХакуджХорошо что есть лента лейкопластыря.
Приближаясь к вершине хребта деревья начинают редеть и все чаще начинаешь смотреть на кроны деревьев. Скорее бы увидеть просвет, подъем оказался ну очень затяжным.
Наконец выбравшись на хребет, погода начала портиться с нас накрыли облака. Проанализировав ситуацию, решили не тратить время на подъем Хакудж и пошли на запад по хребту, в сторону главной цели — к скалам Хожаш.
Лето, а на хребте все еще лежит снег.
ХакуджПройдя луговую часть хребта и зайдя в лес, погода совсем ухудшилась. Начало все греметь и моросить. Мы решили не спешить и разбить лагерь при первых признаках воды. Тем более мы сегодня молодцы — выбрались на хребет.
При дождливой погоде, да еще с туманом лес всегда становится мистическим.
На этом с фотографиями на второй день мы закончили т.к. дождь поливал беспощадно.
3й день. «Наконец-то солнце».
Праздник начался с проблемы, на третий день я обнаружил, что у меня пробился самонадувающийся коврик. Чувствую после похода я еще долго буду ремонтироваться свое снаряжение.
Завтрак, фото на память и в путь.
ХакуджТуман сопровождал нас чуть ли не до обеда, пока мы снова не выбрались на луговую часть хребта. Нам открылся потрясающий вид на южный отрог Главного Водораздела, который отходит в южном направлении от г. Грачев Венец.
Главный кавказский хребет
Горы Чичиакли, Псехетук и хребет Анна-Ябух
На переднем плане можно увидеть цветущий желтый рододендрон. Запах у него очень приторный, но к сожалению он ядовитый, чай из него не сделаешь. Зато фотографии получаются потрясающий.
Главный кавказский хребетВсю дорогу мы идем и отпугиваем медведей, из живности смогли увидеть лишь одиноко поющую птичку.
Главный кавказский хребетПогода совсем стала идеальной. На небе облака — небо не скучное. При этом тепло и светит солнце. Да еще и ветер стих. На северной стороне хребта открылся вид на безымянный останец.
Главный кавказский хребетА чуть восточнее от него находится уже всем известная Собор-Скала.
Вид на Собор-скалуКажется что мы только недавно начали наслаждаться видами, как нам снова пора спускаться в дремучий лес. Из планов на сегодня это добраться до стоянки под скалами Хожаш и затем радиалкой подняться на них.
Растительность здесь будь здоров. Тропы есть, но часто плохо читаемы. Нам пришлось спешить, поэтому из фотографий покажу лишь безымянный ручей, рядом с которым мы организовали стоянку.
ВодопадПерекусили, я дополнительно перевязал ботинки крепкой веревкой и отправились в путь покорять вершину скалы Хожаш.
ХожашКак показала практика, ни лейкопластырь ни крепкая веревка не помогут залатать отпавшую подошву от ботика — обязательно берите в поход армированный скотч и сменную обувь.

Хожаш

Весь путь до скал я следил, чтобы совсем не остаться без ботинок. Остановились прям под самым подъемом.
ХожашЧтобы был стимул еще раз сюда прийти и подняться непосредственно на саму вершину. Виды здесь не менее масштабны.
ХожашСтолько сил потрачено, чтобы подняться сюда, что совсем не хочется уходить. Сидишь и любуешься видом на большой Бекишей.
Большой БекишейНо все же, завтра нас ждут новые приключения в виде длинного перехода и затяжных подъемов. А сейчас пора спускаться и ужинать.
После ужина хоть потом, особенно после сегодняшней фирменной солянки.
4й день. «Потоп».
«Давайте договоримся, если пойдет дождь — мы продолжим идти!» (с) Андрей.
Слова Андрея сразу подняли боевой дух и дали понять, что нас ждет впереди. День начался с сильного ливня.
Большой БекишейКроны деревьев давали мнимую защиту, а постоянный подъем не давал нам чувствовать себя мокрыми. Погода хоть и дождливая, но теплая, во всяком случае пока идешь — совсем не холодно.
Большой БекишейПройдя подкову, мы дошли до знакомого места.
ХожашНа заднем плане при хорошей погоде, вы бы могли увидеть скалы Хожаш. Именно здесь мы делали фото на память в одном из прошлом походе, где мы ходили на разведку. Кстати именно тогда мы впервые приготовили солянку в походе.
Дождь стих, можно снять капюшон и насладиться дуновением легкого ветра и пением птиц. Правда сильно отвлекаться нельзя, теперь на спуске нужно быть предельно осторожным, земля то и дело что хочет уйти из под ног.
ХожашОбожаю лес в здешних местах. Красоту деревьев просто невозможно передать на фото.
ЛесА любители портретов смогут сделать здесь уйму интересных фотографий.
Остался еще один подъем и нас ждет прогулка по хребту. одно настораживает — появились следы медведя.
ТропаЭтот подъем можно сказать забрал все силы. Выбравшись на хребет, прям у подножия горы Бекишей мы сразу же перекусили шоколадными батончиками и я тут же сделал фотосессию цветочкам.
Если кто знает их названия, просьба напишите в личку или в комментариях. Я обязательно их подпишу.
Погода облачная, пока фотографировал цветы облака немного разошлись и я смог сфотографировать долину Бекишей ( не путать с большим Бекишей). Он находится по соседству. Да, местами названия рек не блещут оригинальностью.
Главный кавказский хребетНа наивысшей точке хребта сегодняшнего дня мы естественно сделали привал и фото на память.
Сильный ветер и сырость то и дело, что прогоняют нас с хребта. Но мы так легко не сдаемся, первым делом я пошел снимать таймлапс плывущих облаков.
Сам тайлапс сможете посмотреть на видео. Буквально пару секунд, а здесь можете глянуть одну из фотографий хребта. Фотография откуда мы только что пришли.
ПейзажПри хорошей погоде на заднем плане можно было бы отчетливо увидеть Фишт-Оштеновский массив. Но мы его и так с легкостью представляем. Иногда он прям мозолит глаза.
И конечно не обошлось дело без панорамы на Бекишей и малый Бекишей.
ПанорамаСамый потрясающий момент в пасмурную погоду, это когда те немногие лучи солнца, которые пробиваются сквозь грозовые облака освещают собою необъятные просторы.
ПейзажПри таком виде готов идти весь день, хотя что уж говорить, мы и так всегда идем целый день. Кто ходил со мной в поход тот все знает. Ну а как тут устоять, когда смотришь вперед и видишь всю эту красоту.
Масштабы такие, что в голове не укладывается бесчисленное количество кустов рододендрона. Впервые вижу такой вид.
ПейзажНа дальнем плане гора геодезистов, Батарейная и Семиглавая с Кашиной при ней.
Оставшийся маршрут до стоянки «Космодром» мы прошли прям по хребту. В целом, ничего особенного не случилось, за исключением небольшого поиска тропы среди рододендрона. Нужно отметить на будущее — НИКОГДА не сокращать путь через рододендрон.
Стоянка «Космодром» популярна среди туристов, отсюда некоторое ее загрязнение. Зимой на ней было гораздо чище.
День был изматывающим, придя на стоянку, мы быстро поставили палатку и начали готовить ужин. На ужин у нас сегодня уха.
КосмодромКонсервы мы не пожалели, навар удался. Поужинав, мы еще немного посидели, обсудили планы на завтра и легли спать.
5й день. «Потоп продолжается».
С утра, еще не успев снять тент — начало лить как из ведра. Вдобавок ко всему еще и гроза появилась.
ДождьЧтобы зря время не терять, пока шел дождь мы собрали все рюкзаки не снимая тент. По прогнозу дождь будет идти почти весь день. С тем, что мы сегодня точно промокнем мы смерились, но все же хотелось бы начать выход в сухой одежде.
Посмотрите на лицо Андрея, он явно все это предвидел.
В походе, который я ранее упоминал, мы уже поднимались на эту стоянку осенью. Тропы не было, но при этом была хорошая погода и опавший рододендрон. Подниматься было достаточно комфортно.
Сегодня же, на спуске — проливной дождь, гроза и густые ветви рододендрона. Чтобы сберечь камеру, я сделал крайнюю фотографию горы Шесси и спрятал ее в рюкзак.
Гора ШессиТеперь все фотографии на сегодня будут на Андрея телефон. Спустившись и перейдя реку Гогопсе, мы сделали первое совместное селфи.
СелфиЭтот день мне напомнил мой самый первый поход. Тогда тоже один день лил такой сильный дождь, что он оставался самым дождливым из всех что я заставал в походе. До сегодняшнего дня.
Дождь был на столько сильный, что мы даже решили хоть немного переждать его под тентом.
СелфиМокрые, усталые и очень довольные.
После обеда, ближе к вечеру наконец-то выглянуло солнце. На фотографии ниже не видно, но сушив свои крылышки от нас парило. Можно будет полюбоваться этим моментом на видео из похода.
ТерзиянСегодня у нас не было подъемов, но спуск был достаточно эпичным и продолжительным, мы так устали, что фотографий на сегодня больше не будет. Из естественных препятствий нам осталось преодолеть в брод реку Большой Пшиш. А затем, мы начнем готовить новое блюдо в походе — тушеную капусту. Да, тушеная капуста на пятый день, уверен будет очень вкусно и сытно.
6й день. «Старый добрый Терзиян».
А вот и фото нашего лагеря.
ЛагерьЭто бала единственная ночевка без тумана. Одежда сушилась всю ночь.
Весь оставшийся путь нам уже хорошо знаком. Здесь у нас будет все время достаточно хорошая грунтовая дорога.
ДорогаВ основном дорого ведет вниз, но периодически приходилось и подниматься. Пожалуй, это единственный день когда мы перестали отпугивать медведей.
По пути я решил насобирать домой кружку земляники.
Андрей же в свою очередь собирал грибы.
Белый грибТак гриб за грибом, земляника за земляникой и мы очутились в автобусе следовавшему мимо станции Кривенковской.
Как всегда, именно этот маршрутный автобус совсем не согласуется с расписанием поездов. У нас была уйма времени на пикник у речки Туапсе, а также сделать несколько общих фотографий на память.