«Стоят подогнаны все плиты,
Хранят веками свой покой.
В лесах у речек мегалиты,
Дольмены-их зовут порой».
(с) Е. Жалов
Нить похода: ст. Кривенковская — река Пшенахо — руч. Казачий — руч. Набетхакуске река Мезецу — хр. Мезецу (Пшенахо) руч. Тыгбо — аул Большое Псеушхо.
1й день. «Дольмены».
Броды нас не покидают, ведь хороший поход почти всегда начинается с брода.
Река Туапсе
В этот день бродов было много, все показывать не буду. Лучше уделить больше времени дольменов, в этом походе, особенно в первый день их было вдоволь. Первый расположен неподалеку ст. Кривенковской. Он разрушен и на карте местоположение отсутствует.

Пожалуй, пусть и останется не отмеченным на карте, чтобы хоть что-то от него осталось, тем более, он не совсем обычный, рядом осталась так называемая втулка.

В июне месяце, в лесу полно клещей, идя по тропе в лесу, не забывайте о головном уборе. Хоть густая листва и защищает от палящего солнца, но вот от клещей она не защитит.

Какие только разнообразные дольмены нам не встречались. Всю их классификацию я здесь не буду описывать. Это можно и лучше глянуть на специализированных сайтах. Здесь я лишь покажу то как они выглядят — те дольмены, которые встретились у нас на пути.
Июнь — пора ромашек.
Ромашки
По фотографиям кажется, что весь день будет солнечным и жарким, но это не так. в обед нас застал дождь, да еще такой силы, что пришлось сразу прятать камеру и самим искать укрытие. Пока дождь глухо барабанил по листьям, мы сидели, прятались и обедали у костра. Фотографий нет, но вы нам поверьте.
Дождавшись ясной погоды, мы пошли дальше, в сторону Казачьего ручья.

Летом, подъемы особенно изматывают. Не забывайте поддерживать водно солевой баланс и останавливаться на отдых.
Дальше был небольшой участок безтропья и ночевка неподалеку от русла Казачьего русла.
В первый день, как вы уже догадались по прошлым отчетам, у нас был шашлык.
В этих местах, мало кто ходит, поэтому редко получается найти ровное место для палатки. Олег, по большому опыту об этом позаботился.

2й день. «В поисках дольмена».
Да, этот поход затевался не ради тех дольменов, которые вы видели, а ради того, о котором идут слухи, находящийся на восточном склоне безымянного хребта.
Не будем забегать наперед. Доброе утро!

С утра все такие серьезные, видать планы грандиозные.
Вечером Казачий ручей темно было фотографировать, все таки на ночевку пришли поздно, а утром самое то.
Казачий ручей
Ручей в данном месте маленький и спокойный. Правда, спустившись вниз, Андрей сказал необходимо карабкаться снова вверх, да еще и по крутому склону. Этот момент можете глянуть на видео ниже, с комментарием «семеро вышли из леса»
А здесь можете посмотреть, какие мы радостные отдыхаем после этого

Подойдя к ручью Набетхакуске, мы решили сделать обеденный привал. Пока Андрей готовил, остальные пошли на разведку по реке Мезецу к одноименному водопаду.

Река Мезецу

К сожалению, в этот раз до водопада мы не дошли, но зато провели разведку и поняли как лучше добраться к нему в следующий раз. А сегодня у нас хватило времени лишь вскупнуться в найденной неподалеку купели.
На хребет Мезецу — сейчас на многих картах отмечен как хребет Пшенахо — ведет хорошая грунтовая дорога. Но даже она сильно изматывает в такой жаркий знойный день.
При подъеме на хребет открывается вид на скалу Кокай и долину Мезецу.
Поднявшись на хребет, мы уже начали подумывать куда двигаться дальше. Предположительных стоянок было несколько, у каждой были свои плюсы и ни единого минуса.
Пока шли и думали, отдельно хочу отметить один участок пути между хребтами, лес в нем показался прям очень сказочный. Была бы там вода — обязательно бы вернулся в это место на ночевку.
Ночевку же мы решили сделать неподалеку от урочища Кубыши. Пришли к закату, временами шел дождь, местами были скользкие спуски, но все остались довольные.
На ужин у нас был гороховый суп с копченостями и свиных ребрышек — ради такого стоило идти 2 дня.

3й день. «Спуск».

Об урочище я уже не рас рассказывал, и не раз показывал рядом стоящий дольмен.
Неподалеку расположен еще один, но уже разрушенный до основания. В этот раз к нему мы не стали идти.
Спуск в аул Большое Псеушхо пролегал естественно через реку Тыгбо. Вот ее я не показывал. Нужно исправляться. Мы народ не спешный, решили не бежать на автобус и спокойно пообедать рядом с речкой. Погода так и шепчет.
Печеная картошка с фирменным соусом от двух шеф поваров уплеталась с хрустам за ушами.
Пообедав и дойдя до автобусной остановки, мы поняли, что в Кривенковскую мы поедем не на автобусе, а на машине с ветерком.

Каждый поход незабываем. Этот не исключение. Каждый раз выходя из леса, обещаешь вновь в него вернутся и уйти от городской суеты. До новый встреч в горах!