«Солнце летнее печёт,
Голубая речка!»
(С) Е. Груданов
Нить похода:
Бароновый Поляны пещера Амбицукова гора Большой Тхач — гора Малый Тхач – Гора Асбестная – пер. Чертовы Ворота – Востоный Ачешбок – пер. Чертовы Ворота – Горелый лес.
1й день. «Едем в горы».
Стандартное начало в Димином походе. Как и было задумано, в первый день собираются все участники похода, привязываем все свое добро к буханке и едем, едем на встречу приключениям прямиком в горы.
Мостовской
После нескольких часов непрерывной тряски и переваливания пассажиров с одного бока буханки на другой — мы наконец выехали на Бароновы поляны. Не мешкая, поставили палатки и легли спать. Ведь завтра нам предстоит не мало нагрузок и море эмоций.
2й день. «Большая радиалка».
В который раз забрасываюсь ночью в горы и ни как не могу привыкнуть. Еще вчера вечером был в Мостовском, а утром слушаю пение птиц и наблюдаю рассвет с видом на Чертовы Ворота и Большой Тхач.
Ложась вчера спать, я думал утром будет прохладно. Да, на дворе лето, но все же мы в горах, местами, здесь даже снег еще встречается. Но мои мысли оказались не верны. Хорошо, что начало пути у нас пролегало через лес, пользуясь естественным укрытием от солнца, мы не надолго останавливались на отдых и продолжали знакомиться друг с другом.
Первой ключевой точкой и привалом на обед по совместительству стало подножие скалы Соколова.
Скала Соколова
Именно здесь мы решили сделать радиалку в пещеру Амбицукова. В прошлый раз, нас застал ливень и мы почти единогласно решили не идти. В этот раз случилось все наоборот. Солнце светит высоко, на небе ни облачка и все полны желания посетить пещеру.
Сам маршрут до нее не столько сложен, сколько немного утомителен, одну часть идешь по полянам, вторую рядом с красивыми скальными обрывами, у которых можно потратить множество часов для эффектных фотосессий, а третья часть в не менее интересном лесу, в котором встречаются сосны, которые в обхвате больше метра.
Что касается самой пещеры, то более подробно о ней можно прочитать на отдельной странице. Здесь же покажу несколько фотографий.
Что можно сказать после увиденного? Если кто не был в этой пещере, и любит не только цветочки да небо — однозначно стоит посетить пещеру. Стоит ли идти второй раз? Здесь как говорится на вкус и цвет.
Вернувшись к спрятанным рюкзакам, мы решили пообедать и отдохнуть. Набравшись сил, почти без остановок, отправились уже к горе Большой Тхач.
Гора Большой Тхач
Еще совсем недавно, буквально пару недель назад, у подножия горы лежал снег, а в начале июня, под знойным солнцем во всю начала прорастать изумрудная трава.
Марш бросок окончен. Как нельзя кстати, стало смеркаться, и мы не стали думать где укрыться от жары. Спокойно поставили палатки, поужинали и начали наблюдать удивительный закат.
Необходимо хорошо отдохнуть, завтра день обещает быть еще более насыщенным и полным новых впечатлений.
3й день. «Виды все же есть».
Не перестаю повторять, прошло ровно 4 годы с первого моего похода, который как раз пролегал через Большой Тхач. Надеюсь в этот раз будут виды. Именно с такими мыслями я и начал этот день.
После завтрака, взяв все самое необходимое — пачку семечек и воду, мы отправились на вершину Большого Тхача. Сказать что в этот раз подъем совершенно не похож на прошлый — ничего не сказать. Да и сравнивать пожалуй смысла нет. Скажу лишь то, что в будущем, я хочу еще раз подняться. А вам показываю фото отчет с подъема, среди свежей, только проросшей травы, во всю распускающихся цветов и безоблачного неба.
Сшитую панораму, для самых любопытных, выложил отдельно.
Большой Тхач
Вид с Большого Тхача
Первый «чекпоинт» пройден, но впереди их еще множество. В этот раз, группа собралась опытная, поэтому решили заскочить и на Малый Тхач. Именно с его вершины открывается лучший вид на всю юго-западную часть массива Большого Тхача.
В который раз, убеждаюсь, как бы не рассказывали, какие виды можно наблюдать со склонов гор, какие фотографии бы не показывали, чувства — их не передать ни словами, ни фотографиями. Чтобы все прочувствовать — для этого нужно быть самим на месте.
Малый Тхач
Вид с вершины Малого Тхача
Мы поднялись на одну из вершин Малого Тхача, по карте именно она обозначена как основная, остальную прошли снизу траверсом. Тропа виляет то по хребту, то у скалы над обрывом. Интересно, каково здесь было первопроходцам?
Это был мой самый жаркий переход за все время походов. Но оно того стоило. Стоянка под Асбестной — одна из любимых моих стоянок. Не перестаю рассказывать, что именно на ней, я решил стать заядлым походником. С нее видно абсолютно все — Малый Тхач, Большой Тхач и Чертову Ворота.
К обеду мы уже были на месте, от солнца нам помог спрятаться небольшой тенек, от рядом расположенных деревьев. Давно я не чувствовал такой контраст температур. На солнце жарко, а в тени даже немного холодно.

К закату, Наша группа немного разделилась, основная часть пошла провожать солнце на Асбестной.
Гора Асбестная
А я, с Ваней и Таней, пошли на одиноко стоящий отрог. новое место, новый ракурс для наших фотографий.
Просто так, стоять в ожидании не хотели, решили скоротать время за кружечкой какао, для этого захватили с собой и чайник — сразу видно, опытные туристы.
Солнце начало заходить за горизонт, настало время золотого часа для портретов и пейзажа.
Тем временем, на вершине Асбестной. Здесь тоже времени не теряли. Большой и Малый Тхач вместе с Чертовыми Воротами не переставали восхищаться своей красотой.
Солнце село, пора и нам ложиться спать.
Чертовы Ворота
4й день. «Туман рассеивается».
Наконец-то я не поленился, и сделал фотографию, как выглядит утро в горах. Всегда бы просыпаться с таким видом.

С первыми лучами солнца выпили чашечку кофе и начали готовиться к переходу. Обычно, мы делаем утренний переход, чтобы избежать частых ливней в горах, но в этот раз, мы хотели избежать обеденного палящего солнца.

Сегодня наша задача добраться до Чертовых Ворот, а там уже поглядим где будем ночевать и будем ли делать радиалки. Все что мы видим первую часть перехода — это Чертовы Ворота. Я вовсе не жалуюсь, вид то потрясающий.

Еще одной неподалеку расположенной достопримечательностью является скала Эхо.
Скала Эхо
«О каком тумане идет речь?» — спросите Вы. Все дело в том, что я не могу говорить о этом походе с отсылкой к прошлому. Да и тогда, проходя здесь была лишь облачность, а не туман. Но все дело в том, что тогда я был на столько уставший, что вспоминаю многие моменты, которые у меня как в тумане. Теперь же, эта местность мне врежется в память навсегда и ясно.
Выйдя на вершину перевала, нас встретил приятный свежий ветерок. Не присесть и не отдохнуть между двумя Ачешбоками — просто невозможно.
Оставшаяся часть пути достаточно проста и однообразна, поэтому перенесемся сразу к тому моменту, где мы вышли на место нашей стоянки. Мы снова пришли к обеду. Солнце без всяких снисхождений прогоняло нас в тень. Обеденный перерыв и дневной сон — это тоже особый вид отдыха, нужно прописывать в обязательную часть программы.
После сна, сил столько, что с легкостью начали собирать дрова для будущего костра. Костер — душа похода.

Мало того, мы еще вместо одной радиалки, Дима устроил нам две!
Рядом с воротами находится некий грот, названия нет, но судя по Диминым рассказам, там много кварца, или очень похожих на него камней. К нему то мы и отправились.
Подход к гроту прост, но будьте осторожны, рядом видны медвежьи тропы и следы. Как бы не застать самого медведя в гроте.
Если Вы не любитель пещер и гротов, то вид с пещеры Вам точно понравится.

Чертовы Ворота

Сколько всего увидели за этот день, но народ продолжается требовать «хлеба и зрелищ».
Теперь нам предстоит вторая радиалка, но уже по сложнее и для любителей идти в гору. А таких здесь нас собралось не мало.
Время до заката еще много, бежать мы тоже не хотели. Решили взять теплую одежду, воду и не спешно выдвигаться в путь.
До первых обзорных точек идти не далеко и легко. Удобно усевшись, начали слушать Диму, о том, как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной, какие горы нас окружают.

Восточный Ачешбок

Лагерь отсюда кажется совсем крохотным, и лучше передается его окружение.

Чертовы Ворота

Еще один небольшой контрастный кусочек на хребте радует наш глаз. Летние цветы и снег.

До вершины Восточного Ачешбока добрались вовремя. Солнце только начало уходить. Все вершины начали окрашиваться в потрясающие, сказочные цвета. Повторюсь, многое не передать словами и фотографиями, это нужно видеть в живую.
Малый Тхач, Большой Тхач
Большой и Малый Тхач
Пора утепляться и делать портреты на память.
Хоть луна сейчас только начала убывать, лучше не задерживаться и идти в лагерь. Блуковать в горах — не лучшее удовольствие, да и пока идешь, можно будет запечатлеть закат с других ракурсов.
Чертовы Ворота, Малый Тхач, Большой Тхач
Те кто остались в лагере, уже во всю пользовались благами костра. С костром всегда веселее. Просидев допоздна, обсуждая в основном знаки зодиака, легли спать.

5й день. «Еще увидимся».
Чем дольше находишься в горах, тем меньше хочешь их покидать. И все же, пора возвращаться. Путей отхода было множество, во всяком случае для видимости. На самом деле, про себя все знали, что возвращаться будем через горелый лес. Но до него нужно еще дойти.

Когда я услышал, что возвращаться будем через лес, я решил что видов не будем. На самом деле не все так плохо. До него встречается очень даже не плохие панорамы с видом на Большой Тхач.
Большой Тхач
Но по больше части видны Чертовы Ворота.
Напоследок, пройдя горелый лес, почтили память партизанам. Одним из тех, благодаря кому мы можем позволить себе ходить сейчас в горы.
Это был потрясающий поход с великолепными видами, достойными посещения множество раз. Обязательно вернусь сюда и в третий раз, еще увидимся.
Условный маршрут:
Дистанция 53,14 км
Набор высоты 3578 м
Видео из похода:

Всегда хочется пройти маршрут так, чтобы остались лишь хорошие воспоминания. Данный поход организовал Дмитрий Скрипов. Записаться в следующие походы можно у него на сайте.