«Спит медведь в своей берлоге,
Не будите по тревоге,
Коль проснется рано он,
Будет очень, очень зол.
(с) Тесленко А.
Нить похода:
Станция Дружба аул. Наджиго – урочище Сизон — гора Большое Псеушхо (Пеус) – гора Тхихурай – гора Пеус – гора Каштановая – станция Кирпичное.
1й день. «К водопадам».

Ночь, улица, фонарь, ж/д вокзал.

Ж/д вокзал Краснодар

Сколько раз уже проезжал во ветке Краснодар-Туапсе, и все равно не перестаю любоваться открывающимися видами на горы из окна вагона.

Скала Индюк

В этот раз, мы мало того, что впервые доехали до Туапсе, мы поехали дальше.

Но т.к. мы собрались в поход в горы, а не поездку, сразу после электрички сделали фото на память и отправились пешком вдоль дороги в сторону аула Наджиго.

На одном из повороте появился вид на гору Большое Псеушхо.

Дорога хорошая, асфальтированная. Машин ездит мало. Те кто не хочет идти пешком могут дождаться автобуса.

Странный народ проживает в этом ауле. Пока проходили дома, всюду наблюдалась одна и та же картина — Во дворе растет множество хурмы, и никому она не нужно, вот так растет и осыпается.

Неподалеку от аула расположен КПП совмещенный с небольшим музеем.

Осенью сюда иногда заходит охранник, проверяя все ли на место. И вход становится бесплатным из-за закрытия сезона. Но только не для нас. Большинство водопадов хороши в любое время года.

От КПП до водопадов Наджиго нас отделяет небольшая деревянная лестница.

А дальше пять минут хода по каньону. Все, мы у водопадов Наджиго.

В этом месте есть еще один легкодоступный водопад. Расположен в соседнем каньоне в двух минутах ходьбы от КПП.

С водопадами в этом походе закончили, пора и в гору идти. Находясь чуть выше уровня моря, на улице тепло, и это не смотря на декабрь месяц.

В этот раз, Большое Псеушхо начали покорять через хребет Псешетх. Подъем не так уж и сложен, если идти по более пологому склону. Подъем через Тхихурай оказался значительно сложнее. К нему мы еще вернемся.

А пока мы находимся на вершине хребта . Здесь уже во всю правит зима.

Прогулки по водопаду и затяжной подъем дали о себе знать, хоть мы и на вершине, но солнце уже садиться.

Хорошо, что до стоянки не далеко, особо не расслабляясь отправились к урочищу Сизон. В целом дошли без приключений. Собрали дрова, разожгли костер и поставили палатки. Осталось дело за малы — приготовить ирландское рагу.

Ирландское рагу

На десерт у нас было заморское marshmallow. Разогретый на костре зефир это интересный десерт, заметно отличается от разогретого в микроволновке.

Marshmallow

Сытые и довольные рассказали несколько историй, посмотрели на красиво подсвеченный луною снег, лежавший на вершине и склоне горы Большое Псеушхо. А дальше как и положено пошли спать.

2й день. «По медвежьему следу».

Солнце начинает выходить из-за гор, лучи пробиваться среди густых облаков, а мы тем временем начали подъем на вершину Большого Псеушхо.

Как и в прошлый раз, мы поднялись по самому оптимальной тропе — по южному склону. Вершина как мы вдели еще на подходе к аулу Наджиго вся заснежена. Но это не мешало расти одинокому кустику шиповника.

Чтобы не стоять на месте и мерзнуть, мы принялись лепить снеговика. Сейчас его в Краснодаре не слепить. Слепив и приодев его сделали фото на память.

Пора возвращаться в лагерь. Погода хороша, а значит можно не спешить возвращаться через аул Большое Псеушхо и мы отправились по более продолжительной и красивой тропе — по хребту Пеус.

По пути к вершине горы Тхихурай нам начали встречаться следы достаточно крупного Медведя.

Часть следов вели вдоль дороги, другие вели на вершину горы. Туда то мы и отправились. Некоторые думаю зимой холодно в походе, но на самом деле это не так. Ночью греет костер, а днем тепло от физических нагрузок и идешь с комфортом, а не в поту, как часто это бывает летним жарким днем.

Вершина горы Тхихурай

В этом месте нам встретились еще одни следы медведя, кажется того, что мы видели ниже. Следы — не медведь, фотографировать их особо не хотелось. Что касается дальнейшей тропы, зная как выглядит спуск с горы напрямик на север, мы решили пойти немного другим путем, так сказать топографически верным — более пологим маршрутом. Как оказалось на деле, все примерно одинаково. Тот же снег, те же валуны. Но так мы упали в балку и увидели как выглядит река Голубка.

Река Голубка

Пройдя речку, снова набрали высоту и очутились на том же хребте Пеус. Здесь снега значительно меньше. Но местами, как шиповник на Большом Псеушхо, одиноко растет Крокус.

Крокус

С пеусовских полян все так же потрясна панорама на вершину Тхихурай.

Гора Тхихурай

Трудно представить, что почти только что мы были на ее вершине. Нужно признать, что со стороны гора выглядит значительно красивее. Итак, пора идти, на дневную электричку мы не успеваем, темнеть начинает рано, хоть дорога и известна, идти по ней ночью не хочется. Особенно когда рядом столько следов медведя.

Оставшийся путь по хребту, пролегал через вершины Пеус и Каштановая. Вершины обыкновенные, заросшие. Ничего такого, чтобы их все время фотографировать. Здесь комфортней идти весной, в более сухую погоду, когда грунтовая дорога сухая, а не грязевая как сейчас. Еще и очередные следы медведя встречались, и судя по всему крупного, как сказал Андрей: «Смотри как близки друг к другу следы, наверное шел не спеша в развалку». По этой причине я и не стал ее фотографировать. Смеркается.

Последние шаги на спуске и мы выходим в село Кирпичное.

Село Кирпичное

Это отличный завершающий поход уходящего года. Впереди новый год и новые приключения.