«Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно»
(с) Тютчев Ф.
Нить похода:
г. Краснодар — г. Абинск — станица Шапсугская — р. Адегой  — пер. Кабардинский — хр. Маркотх — село Кабардинка — ур. Сосновая щель — село Кабардинка — хр. Маркотх — пер. Андреевский — г. Новороссийск.
1й день. «К морю».
Ни свет ни заря, а мы снова уже в пути.
Наконец-то мы снова решили пойти к морю.

станица Шапсугская

Этот маршрут можно отнести к стандартным. Причем маршрут до моря может немного видоизменяться, ведь единственная тропа находиться лишь у самой станицы Шапсугской. Дальше идут небольшие ответвления, но практически все дороги ведут в Кабардинку.
Еще, этот маршрут примечателен тем, что виды появляются буквально через 100 метров от начала маршрута. Горы на рассвете выглядят всегда потрясающе.

Итак, что касается разветвлений — можно выбрать тропу без бродов.

Станица Шапсугская

Вы все время будете идти вдоль леса. Сейчас, в нем немного прохладней чем на солнце, а если застать золотую осень, то будет присутствовать некое волшебство.
А кто не хочет просто лес, может выбрать тропу с бродами. Броды здесь вовсе не глубокие, а если еще замедлить темп, то можно даже и по камушкам перейти, совсем не намочив ноги.

Река здесь особенно живописная.
Местами, реки в это время года полностью пересохли, и превратились в полноценную дорогу.

Конечно, какой бы не была простой дорога, все время идти — устанешь. Хорошо, что в этой местности, есть парочка замечательных остановок на перекус. Первой по пути расположена так называемая стоянка Лагуна.
Из-за легкой доступности, к ней многие приезжают прям на машинах, чтобы переиначивать с комфортом и по желанию с шашлыком. Также из-за легкой доступности, стоянка кажется все же грязноватой. Но все же видно, что за ней пытаются следить. Ванна в лагуне достаточно глубока, чтобы можно было полностью окунуться даже летом.
Что касается второй стоянки, то ее называют «Плачущая скала» или «Девичье слезы». В этом походе мы ее тоже посетили, но фотосессию устраивать не стали.
А мы тем временем перенесемся сразу к кабардинскому перевалу, который расположен на Маркотхском хребте.
Перевал Кабардинский
Вид на Кабардинку
Вид на море красивый, но сама местность, а именно перевал,  не так уж и хорош — по всюду дороги и постоянно проезжающие по ним джипы. Поэтому, лишь немного полюбовавшись видом, мы двинулись дальше.
Участок похода по городу навряд ли кому будет интересен. Ведь в поход идут как раз для того, чтобы от него уйти. Следующее фото сделано так сказать на подступах к сосновой щели с видом на Маркотхский хребет, на котором мы были буквально пару мнут назад, во всяком случае читая этот отчет.
Маркотхский хребет
Вид на Маркотхский хребет
Перед описанием дальнейшего маршрута, хотелось бы немного дать пояснение. Написав в нитке маршруте «Сосновая щель» и говоря, что мы идем к ней, на самом деле, это немного не так. Дело в том, что в реальности мы шли и ночевали в Христовой щели. Но так исторически сложилось, что многие начали весь район туристических ночевок в лесу называть сосновой щели. Чтобы никто не догадался. Видать из-за растительной местности, изобилующей соснами.
Итак, вот мы мы начали спускаться в сосновую щель.
Совсем неподалеку от спуска, приютился уже многим известный сухогруз Рио.
Сухогруз Рио
К нему мы вернемся завтра.
А сейчас, мы идем на место нашей стоянке, разжигать костер, ставить палатки, готовить ужин и любоваться закатным солнцем.
Солнце село, в Новороссийске зажглись огни. А мы еще немного посидели у костра и легли спать.

2й день. «Вдоль моря».
Еще одно потрясающее утро. Завтрак с видом на море.
После того как собрав лагерь, двинулись в сторону смотровой, все же нужно еще сделать немного фоток с видом на море. Хоть живем мы не так далеко от него, но видим же не каждый день.
Помните я говорил, что мы вернемся к Рио? Конечно помните! Вот мы и вернулись. Честно сказать, я не знаю откуда такая шумиха. корабль как корабль. Да большой, да сел на мель у берега. Но что здесь такого «Вау» я не понимаю. Лучше на водопады сходить.
Из кабардинки решили возвращаться не по лесу, среди сосен, а более цивильно — по лестнице. Впереди у нас еще долгий путь, лучше вначале немного сберечь сил.

Как и в прошлом походе, по этому же маршруту, так и в этом походе, один боец решил, что он уже насмотрелся видов и решил поехать домой.
А те кто решил продолжить свой путь, начали монотонно и уверенно взбираться на хребет.

Маркотх

Одна из самых запоминающихся панорам появляется в тот момент, когда взбираешься на первую безымянную вершину, на которую ведет тропа. С нее виден весь преодоленный только что путь от места нашей стоянки.
В этот день на небе ни облачка. Сентябрь месяц, а жара такая, что кажется разгар лета. Но нечего, зато нет дождя, большинству удобнее идти в жару, зато сухим. В жару думаешь о прохладе, а на холоде думаешь о тепле, всегда так.
Пройдя часть хребта с остановками на обед, спустились на перевал Андреевский, с панорамной точкой «Семь ветров». Как все заметили, цвет был немного странным, наверное от времени дня и отражения солнце от моря.
Тот редкий случай, когда на фото красивее чем в жизни.
Остался еще один спуск, и мы уже на трассе. Спуск пролегает в лесу. Местами уклон очень крут. Все время отношусь скептически, к тому чтобы начинать маршрут с Новороссийска.
Подходя к трассе, Дима вошел во вкус, одного рюкзака стало мало и отобрал еще один у Ани.

Маркотх

Здравствуй Новороссийск!
И до встречи! Мы едем домой в Краснодар!