«Водопад всегда шумит:
То тихонечко журчит,
То ревёт раскатом грома,
Под собой создав каньоны.»
(с) Андреева-Доглядная
Нить похода:
Станция Чинары – село Садовое водопады на реке Грязной – дольмены у подножия горы Фаше – гора Фаше – гора Псиф — водопады на реке лев. Псебе – гора Кульмакуб – водопады на реке Хошепс –  село Небуг.
1й день. «Подготовка».

В последнее время, к выходным все время ухудшалась погода — то туман, то дождь. Наконец выбрав маршрут где, дождь лишь украсит маршрут, а туман будет не помеха — мы отправились в поход.

Выезжая утром из Краснодара дождь начинал немного моросить, но прибыв на станцию чинару погода начала налаживаться.

Станция Чинары

Проходя через село Садовое можно было наблюдать как туман стелился на вершинах близ лежащих гор.

В отличие от прошлого похода, часть маршрута которого совпадает с этим, мы не стали проходить реку Псиф в брод и отправились к далее расположенному по тропе мосту.

Река Псекупс

Пройдя реку, нашему взору предстала гора Почепсуха.

Гора Почепсуха

Хоть здесь расположена лишь одна дорога, местами можно заметить метки на деревьях.

Через некоторое время, отойдя от цивилизации невольно начинаешь прислушиваться к пению птиц. Немного посмотрев по сторонам заметили одну из них, ею оказался снегирь.

Снегирь

В прошлый раз, проходя здесь, мы не стали заходить в урочище грязное т.к. за разговорами пропустили развилку. В этот раз мы были более внимательны. Основная тропа ведет через гору, а налево к урочищу ведет малозаметная тропа. Судя, по ее состоянию, ее регулярно обновляют.

Последним препятствием на подступе к урочищу является шиповник. Он как колючий забор растет вокруг него.

Само урочище Грязный состоит из полянки и двух домиков.

Далее наш путь пролегал вдоль реки грязная. Почти все деревья были обрамлены вечно зеленым мхом.

Периодически приходилось переходить броды.

А часто встречающиеся метки на деревьях придавали уверенности в правильном нашем направлении.

На месте поворота реки с юго-запада на  юго-восток начинается каскад водопадов. Можно долго и подробно описывать каждый. Но здесь этого я делать не буду. Более подробная информация об этих водопадах есть на отдельной странице.

Ниже я расскажу лишь о тех, которые мне больше запомнились.

Первым является двух метровый водопад, который приходится преодолевать в лоб.

Вторым из запоминающихся является самый большой. Он представляет с собой более 10 метров высоту отвесную стенку.

В отличие от предыдущего водопада, этот легко проходится по правой стороне.

Начинало темнеть, и чтобы не проходить водопады ночью как в прошлый раз, мы решили заночевать прям на этом водопаде.

2й день. «Работа над ошибками».

Проснувшись рано утром, сразу после завтрака пошли преодолевать остальные водопады на реке грязной.

Вроде еще зима, а повсюду зеленые краски природы.

Следующие водопады я раньше видел лишь ночью. Хорошо, что в этот раз мы их проходили днем. Их красота радует глаз.

Периодически встречались неизвестные мне ярко красные грибы.

На высоте 600 метров начал появляться снег

Мы решили не спешить подниматься на вершину и радиалкой сходили к близ расположенным дольменам. К сожалению, они оказались полностью разрушенными.

Дольмены

Поднявшись на вершину горы Фаше, нам предстал холодный и в то же время потрясающий вид на южную сторону горы.

Панорама на юг с горы Фаше

Зная, что скоро все заволокет облаками, мы все равно, оставив рюкзаки на вершине, отправились радиалкой к горе Псиф.

По пути наткнулись на чьи-то следы, возможно это охотничья собака.

Хоть вида и не было, все равно путь к горе, да и сама вершина стоит ее посещения. Хотя бы из-за спортивного интереса.

У многих групп слышал обсуждения, что находится на месте каменоломен, недалеко от урочища Иванкова Поляна, но никто толком ничего не знал. Что ж, ничего там нет, на этом месте лишь несколько поваленных больших деревьев.

Идти до самого урочища мы не стали, решили спуститься к истоку реки левого Псебе.

Исток реки Левого Псебе

На нем и остались ночевать.

3й день.«Миссия выполнима».

Это было самое необычное место для ночевки — двухъярусное. Костер развели на втором ярусе, а палатку поставили внизу, где места не было тамбуру даже у двухместной палатки.

Но трудности лишь закаляют.

Вниз по руслу дошли до первого водопада

Снега особо не видно, а вот восточные склоны полностью были покрыты сосульками.

Следующий водопад вниз по течению водопад называется Большим. И не даром. Подойдя ближе по его пологой вершине, мы увидели громадную пропасть в которую падала огромная мощь воды. Дна мы так и не увидели.

"Большой водопад" на реке Левый Псебе
«Большой водопад» на реке Левый Псебе

Спуск к нему нам показался сильно затруднителен, да и этого нам уже хватило. Основной задачей было посещение горы Кульмакуб. Как раз от этого Большого водопада по восточному склону на вершину отрога находится тропа.

Поднявшись по ней, мы наткнулись на большую поляну цветов.

Идя по отрогу, наблюдали интересную границу между склонами.

На некоторых участках есть панорамные точки

Здесь же заметили орла, который скорее всего искал себе добычу

Орел

Пройдя еще немного, первая основная задача выполнена – мы взобрались на вершину горы Кульмакуб.

Вершина горы Кульмакуб

Недалеко нашли разбитую табличку с триангулятора.

Немного подумав, решили не идти по тропе и спустились с отрога в верховья реки Фоштам. На карте был обозначен водопад, прям на его истоке, но мы обнаружили лишь дом и несколько бутылок с огненной водой.

Русло реки Фоштам

Второй нашей задачей было посещение каньона реки Хошепс. Поэтому мы не стали тратить время на неподалеку расположенные дольмены, и чтобы дополнительно не искушать себя прошли мимо них по без тропью.

Начало каньона реки Хошепс

Первый водопад в каньоне расположенный в верховьях каньона имеется высоту более пяти метров, спускаться к нему не стали и лишь сфотографировали с якобы смотровой точки.

Верхний водопад реки Хошепс

По прогнозу обещали ночью дождь, а дно и стены каньон представлял из себя скользкие голые камни. Поэтому сегодня мы шли до самого конца.

Непонятно зачем, но местами находили метки на деревьях. Сказать что они указывают направление или сторону, по которой легче передвигаться, нельзя.

Второй водопад, расположенный ниже по течению пологий, нужно быть аккуратным и не подходить близко к его краю, так как течение сильное и может смыть вас с его вершины. Обходится он по левому орографическому берегу

Оставшаяся часть пути уже не представляет сложности, но ноги все же намочить придется, хотя они и так к этому времени полностью промокли.

Конец каньона реки Хошепс
4й день. «Побег».

Утро началось с мелкого дождя. Немного подкорректировав маршрут мы отправились по русло реки Понежина. Так как не хотелось рисковать техникой, да и само русло ничем не отличается от того же русла реки Небуг фотографировать я ничего не стал. Лишь добравшись до самого села Небуг, сфотографировал для заметок расписание автобуса в Туапсе.