«У каждого из нас своя дорога.
Пройти её должны мы от и до.
И хорошо, когда препятствий много,
И странно, если просто всё, легко».
Нить похода:
Станция Чинары – водопады на реке Грязной – гора Фаше – гора Псиф — гора Хлебушко – станция Чилипси.
1й день. «В поисках тропы».

Это был очередной спонтанный поход, когда мне в середине недели предложили куда-нибудь сходить на выходные. Открыв карту, я сразу вспомнил, что еще летом я хотел посетить горы Фаше и Псиф, уж очень мне понравился их вид с горы Хлебушко. Поэтому, не долго думая, проложили интересный для нас маршрут через эти вершины и отправились на встречу новым приключениям.

Отправной точкой стала станция Чинары.

Станция Чинары

Затем нам пришлось немного пройти по асфальтной дороге до села Садовое. Не знаю как в будние дни, на выходных мы не встретили ни одну машину.

За селом, отправились вверх по течению по реке Псекупс.

Русло реки Псекупс

В середине осени река сильно мелеет, ее легко можно перейти по руслу, но лучше пройтись по грунтовой дороге, которая расположена вдоль правого орографического берега. Она приведет вас к пусть шаткому, но очень красивому мосту.

Мост через реку Псекупс

За ним расположены еще несколько построек, а также хорошая грунтовая дорога.

Пройдя их, попадаешь в другой мир — мир троп и лесов.

Первая половина пути, если смотреть по дистанции пройдена. Впереди нас ждут многочисленные броды и подъемы. Чтобы набраться сил, мы обнаружив красивое бревнышко остановились на обед.

Проходя в непосредственной близости от урочища Грязный, тропа часто теряется, ориентиром служит одноименная река и пересохшие притоки. Местами приходится пробираться сквозь ущелья и поваленные деревья.

Пройдя еще немного, уже не задумываешься почему реку названа Грязной.

Но грязь не проблема. В этот день по воде мы шли дольше чем по суши, поэтому нам не пришлось долго искать место, чтобы отмыться. Буквально через 10 минут, нас ожидала серия бродов, а также поиск тропы.

Иногда, конечно, встречались красивые участки натоптанной тропы, но они были мимолетны.

Смирившись с тем, что тропы дальше нет, мы перестали ее искать и просто пошли по руслу.

Пару раз нам все же удалось встретить маркеры, если один действительно помог пройти пару десятков метров по суши, то второй нас начал уводить к каким-то забросившим бочкам. Что за бочки мы конечно проверять не стали.

Настало время водопадов на реке Грязной!

В данном отчете, нумерация водопадов будет происходить снизу вверх по течению.

Первый водопад довольно пологий и многокаскадный.

Первый водопад на реке Грязной

Так как река Псекупс и его левый орографический приток в виде реки Грязной обмелели, практически все водопады мы проходили либо прямиком через них, либо в непосредственной близости.

Второй водопад имеет уже более солидный размер, высота достигает около 2х метров.

Второй водопад на реке Грязной

Дно ущелья каменистое, сложенное из песчаника. Это отчетливо заметно на третьем водопаде.

Третий водопад на реке Грязной

Честно говоря, я удивлен, что эти водопады так редко посещаются. Ведь некоторые из них не уступают своей красотой известные Каверзинские, Аюкские и Университетский. Да, новичку этот маршрут будет сложен, но имея совсем небольшую физ подготовку, пройти этот маршрут не составит труда.

Четвертый водопад является самым высоким. Его высота превышает 10 метров.

Четвертый водопад на реке Грязной

Иногда между водопадами встречаются пороги, и некоторые из них весьма достойно выглядят.

Т.к. этот поход состоялся в ноябре, световой день приближается к своему минимуму. Поэтому пятый водопад стал последним, который мы смогли сфотографировать при дневном свете.

Пятый водопад на реке Грязной

Надев налобные фонарики, мы все же решили пусть и медленнее передвигаясь, но все же дойти до планируемого места ночевки. А заодно и сделать ночные съемки предстоящих водопадов.

Шестой водопад по размеру очень похож на второй, высота чуть больше 2х метров, и мы также его обошли по правому орографическому берегу. Возможно это начала сказываться ночь, но именно этот водопад показался самым сложным в преодолении. Т.к. мы решили не рисковать пробираяссь через него по руслу, нам пришлось преодолеть очень крутой подъем, а затем осторожно спуститься в русло реки, но еще одна сложность была в том, выше по течению водопад протекает у берегов высотой около метра.

Шестой водопад на реке Грязной

Предполагалось, что выше по течению, количество воды будет уменьшаться, но глядя на верхние водопады, мы решили на всякий случай перейти на левый орографический берег. На берег у которого хотели разбить лагерь. Переход совершили мимо седьмого водопада.

Седьмой водопад на реке Грязной

Завершающим водопадом в этой кромешной тьме стал восьмой водопад, для его фотографирования пришлось поставить фотоапарат на камень.

Восьмой водопад на реке Грязной

За восьмым водопадом, русло стало совершенно пологим, а поток воды местами и вовсе исчезал. Лишь один раз на пути встретилась 2х метровая отвесная стена, но т.к. воды не было мы спокойно смогли взобраться опираясь на пласты песчаника. Скорее всего, весной здесь будет находится девятый водопад.

Что ж, в этот день все препятствия пройдены, пора ставить палатку и готовить ужин. Сегодня у нас долгожданное харчо.

2й день. «Выше птиц».

Собрав лагерь, немного подумав, мы решили не идти на близ расположенный комплекс дольменов. Пусть останется дополнением на следующий раз. Сфотографировали лагерь на память и отправились покорять гору Фаше.

Подъем на гору по южному склону достаточно прост но тропа появляется лишь выходя на поляну, которая ведет в плоть до вершины.

Вершина на Фаше пологая, с красивой панорамой на юг. Мест для палаток полно, единственное, для ночевки каждому нужно будет взять с собой примерно по пять литров воды. Что тоже достаточно просто, т.к. у вершины находится родник с чистой водой.

Панорама на юг с горы Фаше

В ясную погоду с вершины можно увидеть горы Агой, Кульмакуб, Лысую, а также урочище Иванкова поляна.

Собрав шиповник, отдохнув и позвонив родным отправились дальше.

Только начав идти по отрогу к горе Псиф, как уже открылась новая панорама — продолжение панорамы сделанной ранее на горе Фаше.

На ней мы в полной мере можем насладиться Агоем и долиной реки Псиф.

Продолжая идти, заметил, что все встречающиеся маркеры на деревьях расположены со стороны горы Псиф.

Возможно, в будущем, я и схожу в другом направлении, а пока, вершина покорена с южной стороны. Хотелось бы отметить, что тропа у вершины горы отличная, и лишь непосредственно сам триангулятор зарос густым кустарником.

Вершина горы Псиф

На восточном склоне находится поляна имеющая дальнейшее продолжение панорамы.

Панорама на восток с горы Псиф

Дальше слегка заметная тропа проходит по отрогу в восточном направлении.

Пройдя его, мы начали стремительный спуск. Тропы как таковой нет, ориентиром служит ущелье с пересохшим притоком реки Псиф. На данном участке, нужно быть предельно осторожным, т.к. каждый камень норовит выпрыгнуть из под ног.

Спустившись, пришло время немного отдохнуть и пополнить запасы воды в реке Псиф.

С данного места, тропа становится похожей на ту, что пролегает в долине реке Грязной. Местами имеются тропы и даже небольшие участки лесовозных дорог, но большую часть приходится передвигать по руслу реки.

Примерно в пяти километрах от горы Хлебушко уже появляется хорошая грунтовая дорога ведущая прямиком на вершину. по ней мы и отправились дальше. Подъем не сложный, но затяжной.

Поднявшись на Хлебушко, первым делом взглянули откуда пришли.

Панорама на запад с горы Хлебушко

С вершины видны горы Сиври, Фаше, Псиф и Почепсуха.

Панорама вершины горы Хлебушко

Все сложности остались позади впереди больше ни осталось подъемов, а так же вплоть до станции мы будем идти по хорошей грунтовой дороге.

Спуская, прошли мимо базы отдыхая «Лысая».

Станция достигнута, поход завершен.

Уставшие и с яркими воспоминаниями можно и поспать, впереди несколько часов езды в родной город.