«Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы».
(с) И. Суриков
Нить похода:
Село Рожкао — скала Белая — перевал Белая Скала — озеро Леушино — озеро Скотта — перевал Т. И. Волковой — перевал О. Т. Миршавко — гора Маркопидж — поселок Никитино.
1й День. «Заброска».

Как и предыдущие походы с Димой, этот тоже начался по отработанной схеме. Все участники приехали в поселок Мостовской к определенному времени и сразу же начали паковать рюкзаки на буханку.

Благодаря Диминой заброске, нам не пришлось тратить весь день на подъем по скучной дороге от села Рожкао. Вместо этого, мы сразу доехали почти что до самой вершины скалы Белой.

От села дорога разбитая от того подъем даже на машине требует не мало времени, доехали к нужному месту уже в позднем часу. Чтобы набраться сил на завтрашний день, мы немного отошли от дороги, поставили палатки, поужинали и сразу же легли спать.

2й День. «Начало».

Вы спросите, какое быть может начало, если это второй день? Я отвечу, это начало грядущего восхищения альпийским лугам. Ведь первый день по сути является условным. Мы еще ничего тогда не видели лишь звезды. А сегодня начинается первый походный день и он начинается с восходом солнца.

Восход

Было несколько вариантов как начать свой дальнейший путь, Дима предложил более живописный. Для этого нам пришлось сразу же напрячься и пойти вверх.

Дойдя до обрыва скалы Белой, перед нами предстала первая панорама.

Большой Тхач, Дженту, Магишо, Скала Белая
Панорама со скалы Белая

Чтобы не портить панораму надписями, все панорамы буду подписывать слева направо. На данной панораме мы видим Ткач, главную вершину Магишо, вершину Магишо на которую мы поднимемся через 2 дня, гору Дженту, а также наивысшую точку скалы Белая.

Так немного пройдя дальше не думая о времени мы отправились вдоль той самой скалы, которую я уже повторил раз 10.

Скала Белая

Поднявшись на ее вершину, можно легко разглядеть практически весь хребет Магишо.

Хребет Магишо

Поход только начался, а уже можно видеть множество цветов под ногами. Даже не верится, что такую красоту можно увидеть практически в самом начале похода.

Тратить время на гору Дженту мы не стали. Выглядит она очень похоже на ту же скалу Белая, а для любителей покорить все вершины, Дима иногда организовывает на нее поход зимой. Но это уже совсем другая история, сейчас у нас лето и цветы.

Тропа не сложная, ведет траверсом вдоль хребта Дженту.

Хребет Магишо

Очередной раз идя и наслаждаясь дурманящим голову запахом бесчисленным множеством цветов, мы прошли первый перевал и очутились в долине реки Большой Блыб.

Долина реки Большой Блыб

Если опустить подробности расшифровки гидронима, то можно лишь сказать что река переводится в двух вариантах: река «семи истоков» или «Змеиной устье».  Змей я ни разу здесь не видел, поэтому для себя я выбрал первый вариант.

Знаете, вот вроде идешь и кажется легко, но уже к обеду ноги и плечи начинается давать знать о себе. И пусть вас не удивляет, что в обед, а я уже начал говорить об усталости, ведь с Димой у нас подъем начинается в 4 утра, точнее к этому времени он уже в разгаре и никто не спит. Оценив силы группы и нахмурившуюся погоду Дима решил устроить нам привал.

Программа «минимум» выполнена. Но т.к. до программы «максимум» нас отделяет лишь один подъем, было решено поставить палатки, пообедать отдохнуть переждав погоду и дальше пересмотреть наши планы.

Хребет Магишо

До самого вечера погода так и осталась переменчива. То находил густой туман, то было ясно. Обдумав все варианты, было решено ночевать в этой долине. Тем более у нас был еще целый день про запас. Меня это даже обрадовало. Не то чтобы мы так устали и не могли идти. Просто это дало нам возможность все время ночевать в разных местах с разными видами закатов и рассветов.

Долина реки Большой Блыб

Отоспавшись днем и поужинав вечером, все спокойно любовались закатом с видом на Дженту.

Дженту

Сколько раз я встречал закаты в горах, но каждый раз не могу оторвать глаза от этих красочных мягко подсвеченных закатным солнцем гор.

Гора Дженту
3й День. «Невозможное возможно».

Как сказал Дима, видать кто-то сегодня утром много молился. Сегодня был тот редкий случай, можно сказать невозможный, когда мы смогли в походе с Димой поспать подольше. А все благодаря внезапно начавшемуся утром сильному дождю.

Вообще, дожди в этих районах не редкость, они как правило имеют временный характер. Хоть он и лил как из ведра, но уже к утру, к стандартному 9 часовому утру, дождь прекратился и даже трава местами смогла просохнуть. Не теряя зря времени все организованном позавтракали, собрали палатки и отправились в путь.

Сегодня нам нужно было лишь наверстать вчерашний день, а все остальное время радиально гулять. Подъем оказался коротким и очень легким.

Хребет Магишо

А вот и место для нашего очередного лагеря.

Но вы ни в коем случае не подумайте, что мы «матрасники». Нет. Ведь день еще только начался и у нас новая локация, где много где можно пройтись без рюкзака за плечами.

Первой и основной из них было озеро Леушино. Конечно, сначала мы выпили чаю и полюбовались им с вершины, точнее с уступа, где находился наш лагерь.

Хребет Магишо

Ну а после чаепития и фотосессией по совместительству отправились вниз. Вроде идешь к озерам, и их все время видно. но нет же, глаза не могут решить гуда смотреть. В дали или быть может уже правильней сказать вблизи находится тот самый хребет Магишо, внизу два озеро, а под ногами все тот же ковер из цветов.

Озеро Леушино

А спустившись вниз, вдобавок к этим видам, добавился еще один на, уже всем знакомую, гору Дженту.

Одни остались здесь искупаться, другие пошли дальше на небольшой холм. с которого можно еще лучше окружающий нас горный цирк. Поднявшись, Сергей и Аня тут же взялись за телефон чтобы запечатлеть окружающую нас красоту.

Собственно куда же без самих видов. Сначала сфотографировал Ваню на фоне озера Леушино с окружающим его хребтом Магишо. Озеро особо не видно, но оно там есть!

Хребет Магишо

Затем Аню, на фоне горы Дженту.

Дженту

К этому времени вы, наверное, уже заметили, что гора, по мимо слегка выраженной пологой вершины, имеет продолжительный скальный выступ в обе стороны. Все дело в том, что гора Дженту находится почти в центре хребта с таким же названием — Дженту. И чтобы особо не углубляться с понятиями, я буду продолжать хребет и гору Дженту, называть сокращенно одним словом — Дженту

Тем временем, пока мы устраивали себе фотосессию, другие спустились вниз к озеру.

Андрей

Созерцать такую красоту можно бесконечно долго. Но время идет, а нам хочется еще пройтись в верховьях северного склона хребта. Среди небольших истоков и островов рододендрона.

Что ж, первая радиалка удалась на славу, теперь можно снять ботинки, чтобы ноги смогли немного отдохнуть и заодно пообедать. После таких прогулок всегда хочется хорошо перекусить.

Оставляя свои ботинки на улице, всегда, перед тем как их надеть, проверяйте не поселился ли кто-то внутри. Иногда это может избавить вас от множества проблем.

Если постараться перестать смотреть на окружающие нас виды, и попробовать понаблюдать на более мелкие вещи, то можно заметить мелкую живность вокруг себя.

Видать аромат ботинок шмелю понравился больше чем аромат цветов.

Отдохнув, можно и дальше пойти гулять, благо есть куда. Кроме озера Леушино, неподалеку находится еще одно, не имеющее названия. К нему мы и направились. Расположено оно всего в пяти минутах ходьбы, да и подъемов до него почти нет.

Вода в нем настолько прозрачна, что сразу и не скажешь какая глубина. Видов кроме как на перевал Магишо нет, но такому озеру они и не нужны. Кроме как на него больше не на что смотреть и не хочется.

В этих местах даже большие лужицы выглядят красиво.

Хребет Магишо

Ближе к вечеру начал находить туман. Дима, веря в то что к закату все распогодится, звал всех подняться на отрог. Желание подниматься было не у всех, поэтому часть пошла гулять, вторая часть осталась в лагере.

4й День. «С озера на озеро».

Пусть вчера вечером туман не дал нам насладиться закатом, зато сегодня утром, сразу было ясно, с рассветом нам повезло.

Хребет Магишо

Почти все захотели подняться на одну из вершин хребта Магишо.

Тропа на вершину большую свою часть отсутствует, но как именно идти интуитивно понятно. Подъем не сложный. Как говорил Дима, это действительно пожалуй самый легкий на подъем трехтысячник.

Спустя несколько минут мы уже были на вершине. Виды как всегда завораживают. Первым делом все принялись делать фотосессию.

Конечно, дело не обошлось без общего фото на память.

Хребет Магишо

А перед тем как спускаться, сделали полную панораму. Ради таких панорам мы готовы вставать и в 4 утра.

Панорама на Юг

Глядя на юг можно увидеть край Дженту, главную вершину Магишо а также гору Цахвоа.

Панорама на Север

На севере можно разглядеть Сергиев Гай, Ятыргварту, Маркопидж и все ту же Дженту.

Спуск, завтрак, сворачивание лагеря и в путь. Заканчивая с упаковыванием своих вещей в рюкзаке на горизонте снова начал подниматься туман. В целом это даже хорошо, пока будем идти — не сгорим на солнце.

Туман в этом походе хоть и частый, но все же временный. Всегда были моменты когда он рассеивался и давал понять, что мы находимся в прекрасном месте среди все еще обильно цветущих лугов

Большая часть маршрута пролегает по долинам, но иногда приходится проходить небольшие балки.

Хребет Магишо

А затем снова цветущие луга. Теперь еще и с лошадками.

Так не спеша, любуясь видами, мы дошли до последней на сегодняшний день седловины. С нее мы разглядели озеро Скотта и примерное место нашей будущей стоянки.

Находящий туман заставил нас немного поторопиться, ведь никто не хотел промокнуть в середине похода, и так последний рывок вдоль безымянного озерца и мы на месте.

Лагерь поставили, обед приготовили, а дождь так и не пошел.

Раз дождя нет, тогда идем на озеро, ни сидеть же в палатке, когда кругом такая красота.

С этого озера, как и с прошлого безымянного видов не наблюдается. Нет, конечно само озеро красиво, пусть оно не такое как Имеретинское, но все же красивое. У каждого озера есть свой шарм.

Озеро Скотта

Раз в ближайшее время мы никуда не идем, есть время устроить водные процедуры. Чем собственно Ваня и занялся.

Вечер провели по отработанной схеме. Дима с несколькими участниками похода пошел на перевалы, расположенные между хребтами Сергиев Гай и Магишо, окутанные в это время туманом.

Другие остались в лагере и наблюдали за течением облаков.

5й День. «От заката до рассвета».

С чего начинается утро? Правильно! С рассвета. Точнее с подъемом на вершину. В деревнях еще не успели проснуться петухи, а мы в горах уже покоряем новые вершины. Так в 4 утра мы отправились на перевалы Т. И. Волковой и О. Т. Миршавко.

Перевалы Т. И. Волковой и О. Т. Миршавко

Перевалы каменистые, особо глядеть на них нечего, если конечно не считать виды, но их мы будем смотреть на вершине, а пока наши взоры устремились на удивленных Серн.

Серны

Спросите почему удивленных? Да потому что любой удивиться тем кто не спит в 4 часа утра или ночи. Лично у нас в горах это утро.

Разойдясь с сернами, мы потихоньку поднялись до безымянной вершины, расположенной в самом начале хребта Магишо. Конечно, общее фото на память.

Отсюда и озеро Скотта выглядит по другому.

Озеро Скотта

Да что там озеро Скотта, здесь все выглядит по другому. Еще одна безумно красивая панорама в копилку.

Гора Маркопидж, хребты Белая скала, Дженту и Магишо
Гора Маркопидж, хребты Белая Скала, Дженту и Магишо
Хребет Сергиев Гай

Пока жаворонки спускались к лагерю обсуждая свои впечатления, остальная часть группы во всю занималась готовкой завтрака.

Сегодня мы отправились по маршруту глядя в оба. Дело в том, что еще вчера, как только мы разбили лагерь, к нам подошли два егеря и сказали, что неподалеку бродит медведь, который также относительно недалеко от нашего маршрута задрал лошадь.

Так поднявшись на первую возвышенность, одни оглядывались на пройденный путь, а другие пытались разглядеть где бродит медведь.

Так немного погодя, вдали начало что-то мельтешить. Приглядевшись, поняли что то медведь. С одной стороны обидно, что он слишком далеко для качественного фото, с другой стороны, хорошо что далеко для собственной безопасности.

С этого дня, наш километраж на переход начал увеличиваться. Но компенсировался он спадом высоты. Все же вниз идти проще.

Луга слева, луга справа, луга спереди и сзади а вдали узнаваемые горы.

Маркопидж, Малый Бамбак, Голая, Хацавита, Маркопидж, Белая скала

Сбросив высоту мы зашли в сосновый лес. Жаль здесь нет видов, так можно было бы легко устроить ночевку с костром.

Костер это конечно хорошо, но народ требует хлеба и зрелищ, вот мы и отправились к подножию горы Маркопидж, где прям над обрывом разбили очередной свой лагерь.

Гора Маркопидж

Разбив лагерь, погода начала резко портиться. Поднялся сильный ветер сопровождающийся моросящим дождем. Все укрылись в палатках, надеясь, что их не унесет с обрыва. В целом, мы ничего не упустили. Воду набрать всегда успеем, дрова мы решили не таскать, уж переночуем еще один раз и без костра. Гулять здесь особо негде. Точнее Идти вперед по маршруту особого смысла нет, возвращаться назад тоже не интересно, кроме леса там смотреть нечего. Единственное, можно гулять возле лагеря, благо виды здесь шикарные. Но самое интересное, это подняться к закату на вершину горы Маркопидж. Таков и был наш план.

Пока все любовались видами, нас навестил еще один любитель душистого аромата походников — божья коровка.

Божья коровка

Чтобы не бежать сломя голову на вершину, мы выдвинулись чуть по раньше. Если станет холодно — всегда можно утеплиться. А вот упущенный закат уже не вернешь. На вершину добрались вовремя.

А благодаря тому, что мы вышли раньше чем планировали, у нас осталось время походить по вершине.

Так, гуляя, мы случайно заметили, что внизу на небольшом выступе начали готовиться ко сну серны.

Серны

А когда мы все же дождались заката, все сразу же начали фотографироваться на память в этом мягком свете.

А вот Дима, бывавший здесь больше всех, все также неуклонно продолжал фотографировать красиво подсвеченные горы.

Дима

Конечно, перед уходом была сделана красивая панорама на юго-восток.

Дженту, Магишо, Цахвоа

Пусть спуск и пологий на этой вершине, но все же нужно быть предельно аккуратным, местами встречаются небольшие обрывы, а на закате добавляется к этому отсутствие яркого солнца.

Как и предыдущие дни, этот день заканчивается красивыми последними лучами солнца в непосредственной близости к лагерю.

6й День. «Возвращение».

Как бы не было хорошо в горах, но нам пора возвращаться домой. Длина сегодняшнего маршрута колеблется в районе 20 км, на первый взгляд может показаться много, но наши рюкзаки уже значительно полегчали, да и тропа будет вести все время вниз.

Т.к. мы уже достаточно сильно сбросили высоту, большая часть тропы пролегает среди деревьев.

Иногда, среди ветвей бывают проплешины, через которые моно увидеть несколько гор.

Дженту, Магишо, Маркопидж, Сергиев Гай

А выходя на очередные луга, которые находятся в районе горы Хацавита, замечаем, что они уже не так покрыты цветами как это было пару дней назад вдоль хребта Магишо.

Мысленно понимаешь, что уже возвращаешься домой, но все также продолжаешь смотреть вдаль и представлять свой будущий маршрут.

Ятыргварта, Скирда, Красная скала, Дзюва, Ачешбоки, Сундуки, Большой Тхач

В очередной раз проходя мимо леса, Дима заметил красивый и при этом съедобный гриб Трутовик.

Здесь неподалеку сделали еще одну остановку. Ведь впереди будет затяжной спуск, нужно дать ногам слегка отдохнуть. А желающие могут пройтись, поискать еще грибов.

Стало быть ну все, иди себе спокойно по тропе, но нет, нам попался след медведя.

И тут все снова оживились. Хотя неизвестно кто кого больше испугался. Мы следов медведя или наших разговоров медведь.

Последняя панорамная точка в этом походе с видом на поселок Никитино.

Условный маршрут:
Дистанция 57,6 км
Набор высоты 3520 м

Всегда хочется пройти маршрут так, чтобы остались лишь хорошие воспоминания. Данный поход организовал Дмитрий Скрипов. Записаться в следующие походы можно у него на сайте.